«НЕВАКИ» НА АЛЕУТАХ

ответ на статью "Сибиряк, он и в маске сибиряк" опубликованной в № 1  2002 г.

газета "КОТ&ПЕС"  № 5   2002 год

Похоже, что положение в стране стабилизируется: впервые за пять лет Алеутскому ветучастку выделили деньги на подписку ив числе прочих изданий на «Кот И Пёс». В N 1 газеты меня заинтересовала статья «Сибиряк, он и в «маске» сибиряк». В связи с чем захотелось поделиться своими наблю­дениями, надеюсь, что кому-нибудь они бу­дут полезны...
 
История появления на Командорских ос­тровах, а конкретно на острове Беринга в селе Никольское Камчатской области кошек окраса колорпойнт такова.
 
Осенью 1978 года на остров приехала ра­ботать семья из Подмосковья, у них были молоденькие кот и кошка сиамской породы брат с сестрой, как потом выяснилось. Животные произвели настоящий фурор, так как раньше здесь таких не видывали, - кошачье поголовье представляли особи дикого тиг­рового и рыже-тигрового окраса, напоми­навшие европейскую короткошерстную, и тигровые и чёрно-белые сибиряки.
 
 Из первого помёта (4 котёнка) от завезённых красавцев 2-х взяла я. Назвали их Аргус и Веста. Родителей наших сиамов через год вывезли, и остались на Командорах два кота и кошка.
 
 Котята были замечательные. Веста, правда, диковата, а вот Аргус - душка, компаней­ский парень, очень общительный и любо­пытный. Дочке Иринке в то время было три года, поэтому кошки разгуливали по дому, наряженные в платки, платья и сарафаны, снятые с игрушек, но не разу не поцарапали ее и стойко переносили Иришкину заботу, охраняли дом и свою хозяюшку - в пе­сочнице во дворе, на улице рычали на чу­жих. Народ смеялся, называя их «сиамскими овчарками». На старых фотографиях сиамы растянулись на лосиных рогах, которые были котам вместо деревьев.
 
Веста с возрастом приобрела шоколадный оттенок шерсти и стройность, соответ­ствующую стандарту, а вот Аргус был свет­лее, увесистее (6 килограммов) и с более округлой головой. Произвели они на свет 5 котят, 4-х кошечек и кота по кличке Болт. Его подарили главной бухгалтерше зверозавода, вышедшей на пенсию и возвращавшейся в Ленинград. Даже родословную выпи­сали на коровьем бланке и заверили гербо­вой печатью.
 
Кошек в то время требовалось много - охранять добро от красной сибирской полёв­ки, заменяющей на островах мышей. Рыбы у нас достаточно, вот и держали по несколько штук на каждую семью плюс по 2-3 на каждый шед зверофермы, кормокухню, склады, рыбокооп, птичник, коровники И свиноферму, и было их свыше 500 голов на 1200 человек населения.
 
Аргуса украли Морячки с проходящего рыбацкого сейнера, Веста заскучала и через полгода сгинула, так её и не нашли. Но оставшиеся сиамы народили такое количе­ство отпрысков, что через 3 года раздавать сиамских котят стало сложно.
 
Сначала стойко передавался окрас, даже пальцы и кончик хвоста, далее по спинам или бокам стали появляться коричневые мазки. Со временем пошли сиамы с бледно-рыжей шерстью на ушах и хвостах и по­лосками на морде. Это всё наблюдалось как у короткошерстных, так и у длинношерстных особей.
 
В 1989 году мы приобрели ещё одну си­амку, Ронни - изящную, утончённую и до­вольно агрессивную. Прожила она у нас до мая 2001 года и за свою жизнь от старо-ко­мандорского сиама Кузьки и черноухого и чернохвостого просибирского Пушка наро­дила около сотни котят, всё больше котов. Когда сыночков приносили проведать Роньку, мамаша орала дурным голосом и выгля­дела тщедушным котёнком на фоне подросшего поколения. Особенно выделялся размерами и изумительным колорпойнтным окрасом Сиам Белян Крюгер (Сиам, понятно, - порода, Белян - за изумительно искри­стый верх, ну а последний титул - за когти). Кот весил 8 килограммов и был размером со среднего спаниеля.
 
Все эти коты дома сидеть не любили, гу­ляли сами по себе и плодили себе подобных. В результате к 1990 году сибирских котов стандартных окрасов не стало: все они осиамились, околор-пойнтились, а радуж­ная оболочка глаз приобрела бледно-голу­бой цвет.
 
В 1996 году к нам завезли перса-экстремала. Помеси с сибирско-сиамскими кош­ками дали длинношерстных особей бледно­ розового и сиреневатого окраса, к началу 2000 года их остались единицы. Колорпойнт также пропал, остались осветлённые маскарадные серого и розового тона, а в последнее время родятся чисто белые с го­лубыми глазами, коротко- и длинношерст­ные, с очень мягкой остью.
 
За перестроечные годы разрушили сельское хозяйство, перестали разводить норку, коров продали населению. Последнее наполовину сократилось; многие уезжали со своими любимцами, из 152-х зарегист­рированных на участке 80% бело-маскарадных.
 
 Не прошло и 20-ти лет, как под влиянием сиамов на Командорах у кошек исчезли, либо полностью поменялись, не только ок­рас, но и тип, и структура шерсти. Так что опасения владельцев настоящих сибиряков считаю обоснованными, и если мы не хотим потерять аборигенную породу, то следует задуматься... В 2002 году собираются воз­родить звероферму, значит, будут и КОШКИ.
 
Татьяна Валентиновна ВЕРТЯНКИНА.
    зав. ветучастком.
684 500 с. Никольское Алеутского
района Камчатской области,
ул. Гагарина, д. 9, кв. 6